Mark
DD - Dрифтер в DУше
- Сообщения
- 2,690
- Марка
- Volkswagen
- Модель
- Passat B6
- Мощность
- 160
- КПП
- Механика
- Год
- 2008
Как правильно подобрать моторное масло по допускам, вязкости и классификации
Различия классификаций SAE, API, ACEA и допусков автопроизводителей моторных масел
Содержание:
Введение
1. Вязкость моторного масла по SAE (Классификация SAE J300)
2. Классификация по API
2.1. Классификация моторных масел по API для бензиновых двигателей
2.2. Классификация моторных масел по API для дизельных двигателей
3. Классификация ACEA
4. Допуски автопроизводителей
Введение
Мы часто слышим про допуски, классификацию по ACEA и API, про вязкость масла по SAE, которая раньше была чуть ли не главным параметром выбора моторного масла, а сейчас на неё смотрят уже не как на основной критерий... Так что же всё это значит и какими параметрами стоит пользоваться, чтобы грамотно подобрать моторное масло? Давайте разбираться вместе, а начать предлагаю в следующем порядке:
1. Вязкость моторного масла по SAE (Классификация SAE J300)
Аббревиатура SAE расшифровывается как Society of Automotive Engineers - Общество автомобильных инженеров США. SAE позволяет классифицировать масла по степени вязкости.
Надо понимать, что изначально вязкость была создана для того, чтобы классифицировать масла по использованию в разных климатических зонах. Таким образом моторные масла делятся на 15 классов от 0W до 60, где "W" в маркировке означает, что масло может использоваться при низких температурах (от англ. Winter - зима).
Исходя из вышесказанного для всесезонных масел мы получаем обозначение классификации по SAE вида "XW-Y0", где X - низкотемпературный (зимний) индекс вязкости, а Y - высокотемпературный (летний) индекс вязкости. Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100°C дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях (3 столбец таблицы), так мы понимаем, что для масел 0W допустим безопасный холодный пуск двигателя при -40°С., для масел 5W допустим пуск при -35°С, и така далее.
Среди привычных вязкостей можно увидеть и достаточно новые обозначения высокотемпературной вязкости 8, 12 и 16. Подобная классификация была введена с апреля 2013 года под влиянием компании Honda. Сначала появился класс SAE 16, а с 2016 года добавились SAE 8 и SAE 12, соответственно. Как не трудно догадаться это наиболее маловязкие масла из всех представленных на рынке и существуют они для ещё большей экономии топлива. Разумеется, что эти масла по своей вязкости стремятся к обычной воде и их использование должно быть строго регламентировано документацией на конкретно разработанный под эти масла двигатель.
Надо также понимать, что в процессе эксплуатации масло начинает разжижаться из-за собственной выработки и вязкость снижается, а вместе с ней и смазывающие свойства, поэтому крайне важно вовремя менять масло и подбирать вязкость в соответствии с документацией на двигатель.
2. Классификация по API
Классификация API (American Petroleum Institute) является самой распространенной и встречается на всех этикетках канистр продаваемых в России и других странах масел, обозначение классификации по API стоит в одном ряду с SAE и ACEA.
Классификация моторных масел API разработана совместно с ASTM (American Society for Testing and Materials) и SAE (Society of Automobile Engineers) и подразделяет моторные масла на две категории:
Исходя из этой таблицы, наглядно видно, что наиболее качественные и современные масла с мощным пакетом присадок соответствуют классификации API SP, это как раз тот случай, когда современное не значит плохо, а наоборот - эти требования служат для того, чтобы показать какие масла действительно служат для сохранения ресурса двигателя и продления срока его эксплуатации.
3. Классификация ACEA
Европейская классификация эксплуатационных свойств ACEA предъявляет к маслам более высокие требования по сравнению с классификацией API.
ACEA в большей мере соответствует автомобильному парку и условиям эксплуатации, характерным для Европейской зоны, а также и российским реалиям. Классификация АСЕА дополнительно подразделяет масла на полновязкие HTHS>3,5 мПа\с и маловязкие HTHS<3,5 мПа\с.
Классификация ACEA разделяет полнозольные моторные масла для легковых автомобилей на четыре категории:
С появлением необходимости эксплуатировать эти масла с наиболее экологичными бензиновыми двигателями, оснащенными трехступенчатыми катализаторами (евро 6) или сажевыми фильтрами на дизельных двигателях, в ACEA выделили отдельную в категорию АСЕА С. Такие классы называются Low SAPS (ограничение содержания серы (S), золы (Ash), фосфора (P)), АСЕА С1 и С2 имеют самые жесткие ограничения SAPS, а С3 и С4 более мягкие Mid SAPS.
Дополнительные требования могут быть обусловлены особенностями конструкции или применяемыми материалами. Но в любом случае, автопроизводители желают контролировать качество масел, заливаемых в их технику.
Рассмотрим допуски VAG и их подробные отличия
Различия классификаций SAE, API, ACEA и допусков автопроизводителей моторных масел
Содержание:
Введение
1. Вязкость моторного масла по SAE (Классификация SAE J300)
2. Классификация по API
2.1. Классификация моторных масел по API для бензиновых двигателей
2.2. Классификация моторных масел по API для дизельных двигателей
3. Классификация ACEA
4. Допуски автопроизводителей
Введение
Мы часто слышим про допуски, классификацию по ACEA и API, про вязкость масла по SAE, которая раньше была чуть ли не главным параметром выбора моторного масла, а сейчас на неё смотрят уже не как на основной критерий... Так что же всё это значит и какими параметрами стоит пользоваться, чтобы грамотно подобрать моторное масло? Давайте разбираться вместе, а начать предлагаю в следующем порядке:
- вязкость по SAE,
- классификации API, ACEA и др.,
- допуски автопроизводителей.
1. Вязкость моторного масла по SAE (Классификация SAE J300)
Аббревиатура SAE расшифровывается как Society of Automotive Engineers - Общество автомобильных инженеров США. SAE позволяет классифицировать масла по степени вязкости.
Надо понимать, что изначально вязкость была создана для того, чтобы классифицировать масла по использованию в разных климатических зонах. Таким образом моторные масла делятся на 15 классов от 0W до 60, где "W" в маркировке означает, что масло может использоваться при низких температурах (от англ. Winter - зима).
Исходя из вышесказанного для всесезонных масел мы получаем обозначение классификации по SAE вида "XW-Y0", где X - низкотемпературный (зимний) индекс вязкости, а Y - высокотемпературный (летний) индекс вязкости. Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100°C дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях (3 столбец таблицы), так мы понимаем, что для масел 0W допустим безопасный холодный пуск двигателя при -40°С., для масел 5W допустим пуск при -35°С, и така далее.
Класс вязкости SAE | Макс. Вязкость [мПа*с] | Макс. Вязкость [мПа*с], прокачивания при низкой температуре | Мин. кинематическая вязкость [мм2/с] при 100°С и малой скорости сдвига | Макс. кинематическая вязкость [мм2/с] при 100°С и малой скорости сдвига | Мин. вязкость [мПа*с] при 150°С и скорости сдвига не менее 10^(6)*c^(-1) HTHS |
---|---|---|---|---|---|
0W | 6200 при -35°С | 60 000 при -40°С | 3,8 | - | - |
5W | 6600 при -30°С | 60 000 при -35°С | 3,8 | - | - |
10W | 7000 при -25°С | 60 000 при -30°С | 4,1 | - | - |
15W | 7000 при -20°С | 60 000 при -25°С | 5,6 | - | - |
20W | 9500 при -15°С | 60 000 при -20°С | 5,6 | - | - |
25W | 13000 при -10°С | 60 000 при -15°С | 9,3 | - | - |
8 | 4 | <6,1 | 1,7 | ||
12 | 5 | <7,1 | 2 | ||
16 | 6,1 | <8,2 | 2,3 | ||
20 | 6,9 | <9,3 | 2,6 | ||
30 | 9,3 | <12,5 | 2,9 | ||
40 | 12,5 | <16,3 | 3,5 (0w-40, 5w-40, 10w-40) | ||
40 | 12,5 | <16,3 | 3,7 (15w-40, 20w-40, 25w-40) | ||
50 | 16,3 | <21,9 | 3,7 | ||
60 | 21,9 | <26,1 | 3,7 |
Среди привычных вязкостей можно увидеть и достаточно новые обозначения высокотемпературной вязкости 8, 12 и 16. Подобная классификация была введена с апреля 2013 года под влиянием компании Honda. Сначала появился класс SAE 16, а с 2016 года добавились SAE 8 и SAE 12, соответственно. Как не трудно догадаться это наиболее маловязкие масла из всех представленных на рынке и существуют они для ещё большей экономии топлива. Разумеется, что эти масла по своей вязкости стремятся к обычной воде и их использование должно быть строго регламентировано документацией на конкретно разработанный под эти масла двигатель.
Надо также понимать, что в процессе эксплуатации масло начинает разжижаться из-за собственной выработки и вязкость снижается, а вместе с ней и смазывающие свойства, поэтому крайне важно вовремя менять масло и подбирать вязкость в соответствии с документацией на двигатель.
2. Классификация по API
Классификация API (American Petroleum Institute) является самой распространенной и встречается на всех этикетках канистр продаваемых в России и других странах масел, обозначение классификации по API стоит в одном ряду с SAE и ACEA.
Классификация моторных масел API разработана совместно с ASTM (American Society for Testing and Materials) и SAE (Society of Automobile Engineers) и подразделяет моторные масла на две категории:
- S (от англ. service - сервисное) для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков;
- C (от англ. commercial - коммерческое) для дизелей коммерческих автотранспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники.
2.1. Классификация моторных масел по API для бензиновых двигателей
Класс по API | Соотв. ACEA | Соотв. ILSAC | Введение | Описание |
---|---|---|---|---|
SA - SG | отменены из-за отсутствия антифрикционных присадок | |||
SH | введен в 1993 году | Класс устанавливает те же показатели, что и SG, но методика проведения испытаний более требовательная. | ||
SJ | введен в 1996 году | Он соответствует более жестким требованиям к вредным выбросам в атмосферу. | ||
SL | введен в 2001 году | Он отвечает трем основным требованиям: повышению топливной экономичности, повышенным требования к защите компонентов, снижающих вредные выбросы, и увеличению межсервисного периода работы масла. Ужесточены, по сравнению с уровнем SJ, требования к проведению испытаний. | ||
SM | введен в 30 ноября 2004 года | Превышает требования класса SL в части термоокислительной стабильности, моющих свойств (защита от нагарообразования) и ресурса. Некоторые масла классифицируются как энергосберегающие. | ||
SN | АСЕА С | ILSAC GF5 | введен в 01 октября 2010 года | Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API состоит в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также в комплексном энергосбережении. Масла, классифицируемые по API SN, приблизительно соответствуют АСЕА С, с поправкой на высокотемпературную вязкость. |
SN PLUS | ILSAC GF-5+ | введен в 01 мая 2019 года | в связи с задержками в разработке ILSAC GF-6. | |
SP | ILSAC GF-6 | веден в 01 мая 2020 года | Появление спецификации API SP сопровождается ужесточением требований к свойствам масел по сравнению с API SN. Поэтому для подтверждения соответствия этому стандарту моторное масло должно пройти целый ряд испытаний: низкотемпературная фильтруемость, улучшенная высокотемпературная защита от отложений для поршней и турбокомпрессоров, а также более строгий контроль лако- и шламообразования, запас антикоррозионный свойств для совместимости в биотопливом Е85. Сегодня список испытаний расширился введением совершенно новых видов тестов. Наряду с уже известными ранее тестами на LSPI (Sequence IX) и защиту от образования отложений (Sequence IIIH), добавились еще два – тест на износ цепи двигателей с непосредственным впрыском (Sequence X) и системы ГРМ (Sequence IVB). API SP ориентирована на сохранение ресурса двигателей и продления срока их службы, а также топливную экономию. |
Исходя из этой таблицы, наглядно видно, что наиболее качественные и современные масла с мощным пакетом присадок соответствуют классификации API SP, это как раз тот случай, когда современное не значит плохо, а наоборот - эти требования служат для того, чтобы показать какие масла действительно служат для сохранения ресурса двигателя и продления срока его эксплуатации.
2.2. Классификация моторных масел по API для дизельных двигателей
Класс по API | Введение | Описание |
---|---|---|
СС - СЕ | классы отменены | |
CF | Класс масел для дизельных двигателей с предкамерой, используемых на легковых автомобилях. | |
CF-4 | Улучшенный класс масел, заменяющий класс CF. | |
CF-2 | Этот класс масел в основном совпадает с предыдущим классом CF-4, но масла данного класса предназначены для двухтактных дизельных двигателей | |
CG-4 | Класс масел, предназначенных для американских дизельных двигателей большой мощности. | |
CH-4 | Введен в 1998 году | Класс масел для дизельных двигателей тяжелого транспорта, удовлетворяющий стандарту по вредным выбросам, установленному в 1998 году. Класс предполагает, что двигатель работает на топливе с малым содержанием серы. |
СI-4 | Введен в 2004 году | Класс масел, эксплуатируемых в тяжелых условиях в высоко оборотистых четырехтактных дизельных двигателях, удовлетворяющих нормам 2004 года по токсичности выбросов. По эксплуатационным характеристикам превосходит масла API CH-4, CG-4 и CF-4. |
CI-4 PLUS | Класс масел для дизельных двигателей с более жесткими требованиями по уровню сажи. При получении данной классификации моторное масло тестируется в 17 моторных тестах. | |
CJ-4 | Введен в 2007 году | Класс масел для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 500 ppm (0,05% от массы). Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов. Масла со спецификацией CJ-4 превышают рабочие свойства CI-4, CH-4, CG-4, CF-4 и могут применяться в двигателях, которым рекомендуются масла этих классов. |
CK-4 | Введен в декабре 2016 года | Полновязкие масла HTHS>3,5, обратно совместимы с маслами CJ-4, CI-4, CI-4 Plus, CH-4, улучшенная защита от износа и окислений по сравнению с CJ-4, улучшенная стабильность сдвига, доступны вв типично дизельных классах вязкости 15w-40, 10w-40 и 10w-30 |
FA-4 | Введен в декабре 2016 года | Маловязкие масла с 2,9<HTHS<3,5, несовместимы с маслами CK-4, CJ-4, CI-4, CI-4 Plus, CH-4 из-за более низкой вязкости HTHS, сокращение выбросов из-за более низкой вязкости, доступны только в низких классах вязкости 10w-30, 5w-30, 0w-30 |
3. Классификация ACEA
Европейская классификация эксплуатационных свойств ACEA предъявляет к маслам более высокие требования по сравнению с классификацией API.
ACEA в большей мере соответствует автомобильному парку и условиям эксплуатации, характерным для Европейской зоны, а также и российским реалиям. Классификация АСЕА дополнительно подразделяет масла на полновязкие HTHS>3,5 мПа\с и маловязкие HTHS<3,5 мПа\с.
Классификация ACEA разделяет полнозольные моторные масла для легковых автомобилей на четыре категории:
Класс ACEA | Описание | Вязкость, мПа/с | Вязкость по SAE | Интервалы и условия |
---|---|---|---|---|
А1/В1 | масла для бензиновых и дизельных двигателей, рассчитанных на особо маловязкие энергосберегающие масла | 2,9 < HTHS < 3,5 | 0w-30 5w-30 | |
А3/В3 | для наиболее нагруженных (в т.ч. с наддувом) двигателей | 3,5 < HTHS | 0w-40 5w-40 10w-40 5w-50 10w-60 | для тяжелых условий эксплуатации или увеличенных интервалов замены по рекомендации производителя |
А3/В4 | с непосредственным впрыском топлива, системой Common Rail или насос-форсунками легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков для наиболее нагруженных (в т.ч. с наддувом) двигателей | 3,5 < HTHS | 0w-40 5w-40 10w-40 5w-50 10w-60 | для тяжелых условий эксплуатации или увеличенных интервалов замены по рекомендации производителя |
А5/В5 | масла для бензиновых и дизельных двигателей, рассчитанных на особо маловязкие энергосберегающие масла | 2,9 < HTHS < 3,5 | 0w-30 5w-30 | продленные интервалы эксплуатации |
С появлением необходимости эксплуатировать эти масла с наиболее экологичными бензиновыми двигателями, оснащенными трехступенчатыми катализаторами (евро 6) или сажевыми фильтрами на дизельных двигателях, в ACEA выделили отдельную в категорию АСЕА С. Такие классы называются Low SAPS (ограничение содержания серы (S), золы (Ash), фосфора (P)), АСЕА С1 и С2 имеют самые жесткие ограничения SAPS, а С3 и С4 более мягкие Mid SAPS.
Класс ACEA | Базовое описание | Вязкость, мПа/с | Вязкость по SAE | Дополнительные требования |
---|---|---|---|---|
C1 | Базовые требования A5/B5 (Low SAPS) | 2,9 ≤ HTHS | 0w-30 5w-30 | сульфатная зола ≤ 0.5% содержание серы ≤ 0,2% содержание фосфора ≤ 0,05% |
C2 | Базовые требования A5/B5 (Low SAPS) | 2,9 < HTHS < 3,5 | 0w-30 5w-30 | сульфатная зола ≤ 0.8% содержание серы ≤ 0,3% содержание фосфора ≤ 0,09% |
C3 | Базовые требования A3/B4 (Mid SAPS) | 3,5 < HTHS | 0w-40 5w-40 10w-40 5w-50 10w-60 | сульфатная зола ≤ 0.8% содержание серы ≤ 0,3% содержание фосфора ≤ 0,09% щелочность более 6 испаряемость не более 13% |
C4 | Базовые требования A3/B4 (Mid SAPS) | 3,5 < HTHS | 0w-40 5w-40 10w-40 5w-50 10w-60 | сульфатная зола ≤ 0.5% содержание серы ≤ 0,2% содержание фосфора ≤ 0,09% щелочность более 6 испаряемость не более 11% |
C5 | Новая категория, введенная в 2016 году | 2,6 ≤ HTHS | 0w-20 | сульфатная зола ≤ 0.8% содержание серы ≤ 0,3% содержание фосфора ≤ 0,09% |
C6 | будет следующей ступенью за ACEA C5 | 2,6 < HTHS | Дополнительные эксплуатационные испытания: LSPI, износа цепи и отложений турбокомпрессора, как в ILSAC |
4. Допуски автопроизводителей
Сначала в Европе, а позднее и в США стали практиковаться именные допуски производителей на смазочные материалы. Автопроизводитель выдвигает определенные требования к маслам, основанные, как правило, на международных классификациях с собственными дополнениями.Дополнительные требования могут быть обусловлены особенностями конструкции или применяемыми материалами. Но в любом случае, автопроизводители желают контролировать качество масел, заливаемых в их технику.
Рассмотрим допуски VAG и их подробные отличия
Допуск VAG | Подбор | Описание | Вязкость | Интервал замены |
---|---|---|---|---|
VW 501.01 | обычное всесезонное масло | Для бензиновых двигателей и атмосферных дизелей | Очень высокая высокотемпературная вязкость, HTHS > 3,5 мПа/с | интервал замены до 15 000 км |
VW 502.00 | подбор по VIN | масла для бензиновых двигателей с 1996 года | Высокая высокотемпературная вязкость, HTHS > 3,5 мПа/с | интервал замены до 15 000 км |
VW 503.00 | подбор по VIN | масла для бензиновых двигателей с 1998 года | Высокая высокотемпературная вязкость, HTHS > 3,5 мПа/с | интервал замены до 30 000 км или раз в два года |
VW 503.01 | подбор по VIN | масла для турбированных бензиновых двигателей Audi с 2000 модельного года | Высокая высокотемпературная вязкость, HTHS > 3,5 мПа/с | |
VW 504.00 | подбор по VIN | масла для бензиновых двигателей с 2005 модельного года | Высокая высокотемпературная вязкость, HTHS > 3,5 мПа/с | интервал замены до 30 000 км или раз в два года |
VW 505.00 | подбор по VIN | масла для дизельных двигателей с или без турбины и без сажевого фильтра | Высокая высокотемпературная вязкость, HTHS > 3,5 мПа/с | стандартные интервалы замены до 15 000 км или раз в год |
VW 505.01 | подбор по VIN | масла для дизельных двигателей с насос-форсунками и без сажевого фильтра | Высокая высокотемпературная вязкость, HTHS > 3,5 мПа/с | стандартные интервалы замены 15 000 км или раз в год |
VW 506.00 | подбор по VIN | масла для дизельных двигателей с 1998 года без насос-форсунок и сажевого фильтра | Низкая высокотемпературная вязкость, HTHS < 3,5 мПа/с | гибкий интервал замены до 50 000 км или раз в два года |
VW 506.01 | Для VW Touareg с двигателями R5 и V10 TDI с насос-форсунками, выпущенные до 6/2006 | масла для дизельных двигателей с 2002 модельного года с насос-форсунками и без сажевого фильтра | Низкая высокотемпературная вязкость, HTHS < 3,5 мПа/с | гибкий интервал замены до 50 000 км или раз в два года |
VW 507.00 | Заменяет требования 505 00, 506 00, 506 01 | масла для дизельных двигателей с сажевым фильтром с 2005 модельного года | Высокая высокотемпературная вязкость, HTHS > 3,5 мПа/с | гибкий интервал замены до 50 000 км или раз в два года |
VW 508.00 509.00 | Спецификация по VIN для определённых двигателей | Масла для бензиновых и дизельных двигателей с сажевым фильтром с 2016 модельного года, специально разработанным под низкую вязкость | Очень низкая высокотемпературная вязкость 0W-20 Low HTHS ≥ 2.6 мПа/с | гибкий интервал замены до 30 000 км или раз в два года |
Последнее редактирование: