Всё о тормозных жидкосях DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 и VAG DOT 4 class 6

vad1kis

Форумчанин
Сообщения
31
Марка
  1. Skoda
Модель
Kodiaq
Мощность
125
КПП
Механика
Ребята, подскажите, пожалуйста!

Сегодня видел в магазине тормозную жидкость Motul DOT 5.1 и не понял, чем она лучше DOT 4? Может кто-нибудь сможет подсказать, в чём вообще различаются тормозные жидкости?

Заранее благодарен.
 

Mark

DD - Dрифтер в DУше
Команда форума
Супер-модератор
Сообщения
2,350
Марка
  1. Volkswagen
Модель
Passat B6
Мощность
160
КПП
Механика
Год
2008
Как выбрать тормозную жидкость: DOT 3, DOT 4, DOT 4 class 6, DOT 5.1 или другую?
В чём разница в тормозных жидкостях DOT и какую лучше выбрать? (допуск VW 501.14)
(обновлено 27.01.2023)

Содержание:


1. Основные понятия в определении тормозных жидкостей
2. Основные требования предъявляемые к тормозным жидкостям
3. Типы и обозначения тормозных жидкостей
4. Температура кипения тормозных жидкостей
5. Оригинальные тормозные жидкости VAG с каталожными номерами

Тема интересная, и её следует разобрать подробно, поэтому начнём с самого начала.

DOT_slide.jpg


1. Основные понятия в определении тормозных жидкостей

Сокращение DOT обозначает United States Department of Transportation. Именно Департамент транспорта США, ввёл впервые классификацию тормозных жидкостей для транспорта. В своём документе FMVSS №116 они разбили жидкости на классы и установили минимальные требования к тормозным жидкостям. Поскольку документ получился удобным, то эти классы быстро подхватили производители жидкостей и другие сертификационные органы по всему миру.

Американцы обозначили классы тормозных жидкостей, как DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1, однако встречаются ещё маркировки DOT 4.5, DOT 4+ и DOT 4 class 6, но эти маркировки не классифицируется американским стандартом. Кстати, тормозные жидкости DOT 5.1 не имеют ничего общего с DOT 5, поэтому почему их промаркировали именно так, известно только американцам.

1ba1b2es-1920.jpg

Состав: в качестве основы, во всех тормозных жидкостях кроме DOT 5, используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты, а для DOT 5 в качестве основы применяется силикон.

Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одну основу и могут взаимозаменять друг друга без каких либо проблем, по крайней мере в пределах одного производителя.

Иногда производители маркируют тормозные жидкости значком "ABS", отмечая тем самым, что эта жидкость совместима с этой системой. Но сейчас это уже не так актуально, как раньше, так как почти все жидкости поддерживают работу систем ABS, ESP и прочих. На сегодняшний день подавляющее большинство автомобилей имеют систему АБС уже в базовой комплектации. Но всё же, перед тем, как залить тут или иную жидкости, советую прочитать аннотацию, что она поддерживает работу систем АБС и ЕСП.

Не стоит смешивать тормозные жидкости даже одного класса, если одна из них расчитана на работу АБС, а вторая нет, т.е. мешать например DOT 5.1 с DOT 5.1/ABS. Дело в том, что жидкости рассчитаные на работу с системами АБС имеют определённый набор химических присадок для снижения аэрации внутри жидкости, предотвращая тем самым образование пузырьков воздуха в тормозной системе во время срабатывания АБС. Смешивание жидкостей с разным химическим составом недопустимо.

Силиконовая жидкость DOT 5 в свою очередь слабогигроскопична, но она имеет другую проблему - склонность к аэрации (образованию пузырьков воздуха внутри жидкости), вследствии того, что воздух легко растворяется а силиконовой тормозной жидкости, её запрещено использовать автомобилях, оснащённых системой ABS.

Смешивать DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1 c силиконовой жидкостью DOT 5 нельзя! Если так сделать, то в результате химической реакции между разными веществами, тормозная жидкость потеряет свои свойства, а полученная жидкость будет крайне агрессивной к резиновым уплотнителям и прочим элементам тормозной системы. Поэтому, если в тормозной системе использовалась силиконовая жидкость DOT 5, то она так и должна там использоваться. Аналогично, если в тормозной системе использовались жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 на гликолевой основе, то они не должны меняться на DOT 5. Плюс, в подобного рода переходах нет никакого смысла, и очистить полностью тормозную систему от той или иной жидкости попросту невозможно.



2. Основные требования предъявляемые к тормозным жидкостям

Как к маслам и антифризам, к тормозным жидкостям предъявляется тоже не мало требований, так как тормозные жидкости очень специфичны и должны обеспечивать безопасную работу одной из самых важных систем в автомобиле. Попробую перечислить основные из этих требований:

1) В тормозной жидкости не должно быть признаков воды.

Так как, во первых вода закипает при высоких температурах, тем самым образуя в системе воздушные пробки из пара, а во вторых замерзает при отрицательных температурах увеличивая вязкость и снижая прокачиваемость жидкости. Именно поэтому тормозную жидкость проверяют на наличие влаги, которой не должно быть более 3,7% в составе жидкости. А так как тормозная жидкость очень гигроскопична*, то так или иначе она забирает влагу из воздуха. Вот пример того, как тестер показывает нулевое значение влаги в новой тормозной жидкости (именно поэтому тормозную жидкость нельзя долго хранить в однажды открытой упаковке):

*Гигроскопичность — это способность некоторых веществ поглощать водяные пары из воздуха. Известные бытовые примеры: мёд, глицерин, а также пакетики с силикагелем, которые специально кладут в упаковки с товарами для снижения влажности. Также влагу хорошо впитывают спирты. Основа почти всех тормозных жидкостей — гликоли (двухатомные спирты), поэтому тормозная жидкость тоже гигроскопична.

DOT_VAG_slide.jpg


2) Тормозная жидкость должна быть устойчива к высоким температурам, то есть иметь высокую температуру кипения.

Когда тормозные колодки останавливают автомобиль, они трутся об тормозной диск (он же ротор). В результате этого трения механическая энергия превращается в тепловую, а весь механизм нагревается, в том числе и тормозная жидкость. Если температура жидкости доходит до точки кипения, то в тормозной жидкости начинают образовываться пузырьки пара, то есть газы. А как известно, газы имеют свойство сжиматься, в отличии от жидкости. То есть, в системе будет происходить сжатие газа, а не передача усилия от педали тормоза на тормозные колодки. Это приводит к тому, что эффективность работы тормозов резко падает, иногда практически до нулевого эффекта. Никогда нельзя доводить тормозную жидкость до состояния кипения и важно всегда следить за процентным содержанием влаги в системе. Это ваша безопасность! У разных тормозных жидкостей разная температура кипения, сводную таблицу я приведу ниже.


3) Тормозная жидкость должна быть текучей, иметь низкую вязкость при любых температурах.

Это свойство тормозной жидкости позволяет отвечать за быструю и точную передачу усилия от педали тормоза на тормозные механизмы, а также за эффективную и быструю работу систем ABS и ESP, которые используют в своей работе очень быстрые электромагнитные клапаны. При этом если тормозная жидкость увеличивает свою вязкость с падением окружающей температуры, то прокачиваемость также снижается, что приводит к эффекту "дубеющих" тормозов.


4) Тормозная жидкость должна обладать смазывающими свойствами и быть нейтральна к металлам и резине.

Очень важно, чтобы все механизмы тормозной системы были надёжны и могли долго сохранять свою эффективность. Поэтому смазывающие свойства очень важны для тормозных цилиндров и поршней, также как и совместимость с резиной, так как уплотнения, манжеты и шланги системы имеют резиновую основу.



3. Типы и обозначения тормозных жидкостей

Как я уже писал выше, департамент транспорта США, ввёл классификацию тормозных жидкостей для транспорта - FMVSS №116, но европейцы в 2005 году, в стандарте ISO 4925 добавили новое требование для автомобилей с системой ABS и ESP, тормозные жидкости получили обозначение DOT 4 class 6 и отличались низкой вязкостью: не более 750 мм2/с. Поэтому разберём все классы по порядку (данные даны по стандарту, у реальных жидкостей показатели могут превосходить стандарт):

ОбозначениеТемпература закипанияВязкость при -40°CПримечание
DOT 1 и DOT 2
  • устаревшие стандарты тормозных жидкостей
  • на основе касторового масла
  • не выпускаются и не используются
DOT 3> 205°C (сухая),
> 140°C (влажная)
≤ 1500 мм2/с
  • на основе гликоля, не содержит борной кислоты
  • меньшая вязкость на морозе по сравнению с DOT 4
  • DOT 3 дешевле и рекомендована к использованию в холодном климате
  • требует замены каждые 2 года
  • крайне гигроскопична
DOT 4> 230°C (сухая),
> 155°C (влажная)
≤ 1800 мм2/с
  • на основе гликоля, содержит борную кислоту
  • менее гигроскопична по сравнению DOT 3
  • выше температура кипения
  • высокая вязкость при отрицательных температурах
  • требует замены каждые 2 года
DOT 4 class 6> 250°C (сухая),
> 165°C (влажная)
≤ 750 мм2/с
  • на основе гликоля, содержит борную кислоту
  • также обозначают как DOT 4+, DOT 4 Plus, Super DOT 4, DOT 6, DOT 4 ESP, DOT 4 LV (Low Viscosity), DOT 4 Pro и др.
  • улучшенная по всем параметрам DOT 4
  • особенно снижена вязкость при отрицательных температурах
  • требует замены каждые 2 года
DOT 5> 260°C (сухая),
> 180°C (влажная)
≤ 900 мм2/с
  • на основе силикона
  • не гигроскопична
  • не допускает использования в системах для других тормозных жидкостей
  • требует замены каждые 5 лет
DOT 5.1> 260°C (сухая),
> 180°C (влажная)
≤ 900 мм2/с
  • на основе гликоля, содержит борную кислоту
  • улучшенная температурная стойкость, используется в спортивных авто
  • увеличена вязкость, поэтому при отрицательных температурах не столь жидкая как DOT 4 class 6
  • требует замены каждые 2 года



4. Температура кипения тормозных жидкостей

Самым основным показателем для тормозных жидкостей является температура их кипения. При этом надо понимать, что тормозные жидкости крайне гигроскопичны и с увеличением процентного содержания влаги, их температура кипения сильно падает. Зависимость можно увидеть на усреднённых графиках изменения температуры кипения тормозных жидкостей ниже:

DOT_boiling_temp.jpg


Хочу обратить внимание, что температура кипения тормозных жидкостей от разных производителей может быть выше указанных значений, так как то, что показано на графике является стандартом, ниже которого не должна падать температура кипения, иначе жидкость уже не будет соответствовать указанному стандарту.

Как правило производители рекомендуют менять тормозную жидкость раз в 2 года. По опыту эксплуатации, тормозная жидкость не успевает за это время дойти до критических значений по содержанию влаги. Но для более точного понимания можно использовать тестеры, которые работают по принципу электропроводности жидкости и тем самым определяют процентное содержание влаги. Стоят эти штуки не дорого и продаются в любых автомобильных магазинах. По сути это обычный гигрометр.

900799934_w640_h640_gigrometr.jpg



5. Оригинальные тормозные жидкости VAG с каталожными номерами

В качестве заключения нужно отметить, что для гражданского использования автомобилям достаточно использования тормозной жидкости DOT 4 (в реальности это DOT 4 class 6), которая входит в заводскую комплектацию новых авто. Весь концерн VAG использует одну и ту же жидкость с оригинальной маркировкой:

VAG DOT 4 (VW 501.14) - каталожный номер B 000 750 M3 - 1 литр
VAG DOT 4 (VW 501.14) - каталожный номер B 000 750 M2 - 0.5 литра
VAG DOT 4 (VW 501.14) - каталожный номер B 000 750 M1 - 0,25 литра

Оригинальная тормозная жидкость VAG DOT 4 (допуск VW 501.14) предназначена для применения в гидравлических тормозных системах современных автомобилей Фольксваген, производитель которых рекомендует использовать жидкости, соответствующие допуску VW 501.14. Данное средство гарантирует стабильную работу тормозной системы даже в условиях больших физических и термальных нагрузок. Сохраняет свои свойства на протяжении всего эксплуатационного срока.

VAG_DOT4.jpg

Сейчас на рынке встречаются оригинальные банки двух видов: традиционная для рынка РФ (слева) и европейская (справа), при этом каталожники у них одинаковые, но на европейской отдельно вынесены данные о точке кипения, где написано, что оригинал DOT4 кипит в сухом состоянии при 265°C, а влажная точка кипения падает к 170°C (что опять же говорит о том, что это DOT 4 class 6).

Эти данные позволяют сделать заключение, что перед нами не обычный DOT4, а DOT4 class 6 с очень высокой сухой точкой кипения. Надо отметить, что для Audi на американском рынке упаковка оригинальной ТЖ сразу имеет обозначение DOT 4 class 6 и именуется как High Performance, хотя и допуск и параметры у неё такие же, как у вышеописанной VAG DOT4:

AUDI_DOT4_class6.jpg

Особенности тормозной жидкости VW AUDI DOT 4 (VW 501.14):
  • Минимальное воздействие на резиновые составляющие тормозной системы;
  • Превосходные антикоррозийные и противоизносные свойства;
  • Стабильная защита всех узлов и механизмов во всех диапазонах эксплуатации;
  • Высокая устойчивость к термальным перепадам и окислению;
  • Продление служебного срока тормозной системы.
 
Последнее редактирование:

Mark

DD - Dрифтер в DУше
Команда форума
Супер-модератор
Сообщения
2,350
Марка
  1. Volkswagen
Модель
Passat B6
Мощность
160
КПП
Механика
Год
2008
Тормозная жидкость Bosch ENV6 - почему она лучше других?

Столкнувшись с возросшими нагрузками на тормозную систему, изменяются и составы тормозных жидкостей. При этом VAG как лил в оригинале DOT 4 (допуск VW 501.14), так и продолжает лить её во все автомобили.

Тем не менее, для себя и своих клиентов я выбрал перейти на более современные составы Bosch, а именно Bosch ENV6. Что это за тормозная жидкость, почему с цифрой 6 и чем она лучше других?

Bosch ENV.jpg

Вот что пишет сам производитель по этому поводу:

Современные тормозные системы становятся все более мощными, в то время как время реакции систем ABS и ESP® сокращается. Меняющиеся условия заставляют ужесточить требования к свойствам тормозной жидкости. Новые тормозные жидкости от Bosch – ENV4 и еще более технологичная ENV6, – обеспечивают уверенную работу тормозных систем даже на пределе технических возможностей. Это достигается, прежде всего, за счет пониженной вязкости и более высокой температуры кипения новых жидкостей от Bosch в сравнении с аналогичными продуктами стандарта DOT. В дополнение, высокая смазывающая способность жидкости Bosch ENV6 позволяет снизить как уровень шума при работе, так и износ систем ABS и ESP®. И наконец, новые жидкости снижают вероятность возникновения коррозии на внутренней поверхности тормозных трубок и механизмов.

Улучшенные характеристики новой тормозной жидкости ENV6 позволяют значительно увеличить срок ее эксплуатации. Обычные тормозные жидкости стандарта DOT4 подлежат полной замене каждые два года, в то время как для ENV6 интервал увеличивается до трех лет.

Еще одно преимущество новой тормозной жидкости ENV6 – полная совместимость с уже существующими системами. Она может использоваться во всех тормозных системах автомобилей, выпускаемых с 1990 года, в которых применяются тормозные жидкости на полигликолевой основе. Единственное исключение – системы, работающие с тормозными жидкостями LHM на основе минеральных масел, или с жидкостями, содержащими силикон (DOT5).

Отсюда мы понимаем, что для нас самое важное в новой тормозной жидкости Bosch ENV 4 и ENV 6, это:
  1. Увеличивается температура кипения тормозной жидкости;
  2. Увеличивается срок межсервисной замены до 3 лет;
  3. Увеличивается антикоррозионная стойкость в системе (аналогично развитию составов новых антифризов G12 evo);
  4. Уменьшается вязкость тормозной жидкости, а значит увеличивается скорость и точность работы систем ESP.
На графике компании Bosch достаточно наглядно представлены сравнительные характеристики стандартных тормозных жидкостей DOT3 и DOT4 с продуктами ENV4 и ENV6:

Bosch ENV_diagram.jpg

Для полного понимания, стоит уточнить, что влажная точка кипения рассчитывается для уже "старых" тормозных жидкостей с содержанием влаги около 3,7%, таким образом новая "сухая" тормозная жидкость имеет гораздо более высокие точки кипения.
Зависимость температуры кипения от содержания влаги в тормозной жидкости отображена на графике.

DOT_boiling_temp_env.jpg


Но не смотря на то, что продукты Bosch ENV имеют более высокую температуру кипения по сравнению со своими ближайшими аналогами, основное их преимущество заключается в низкой кинетической вязкости при -40 °C , что хорошо и очевидно отображено на графике ниже:

dot_visco_env.jpg


Вот соответствующие подтверждения этих параметров от производителя:

Bosch ENV4_ENV6.jpg


Для себя я однозначный выбор сделал, поэтому, если кому интересно, то заказать тормозную жидкость Bosch ENV4 и ENV6 можно по следующим номерам:

Bosch ENV4Bosch ENV6
Железная банка 0,25 л1 987 479 200
Железная банка 0,5 л1 987 479 201 1 987 479 206
Железная банка 1 л1 987 479 2021 987 479 207
Железная банка 5 л1 987 479 2031 987 479 208
Железная банка 20 л1 987 479 204
Железная банка 60 л1 987 479 205
 
Последнее редактирование:
Сверху